Внутренний цензор и внутренний критик. Что с ними можно делать?

Любой, кто пытался написать рассказ, стихотворение, автобиографическую историю, статью, книгу или даже просто важную дневниковую запись, сталкивается с той или иной мешающей «внутренней фигурой». Чаще всего это «Внутренний Цензор» или «Внутренний Критик».

 

Как их различить?

Внутренний Цензор как бы говорит:

«То, что ты думаешь или чувствуешь, ненормально, неприемлемо! Хорошие девочки (вариант: взрослые люди) так не чувствуют! Какая гадость! Как такое вообще могло прийти тебе в голову? Если ты это запишешь, ты в буквальном смысле распишешься в том, что с тобой что-то не так! А если это кто-то прочтет? Это же будет катастрофа! Можешь не писать — не пиши!»

 

Он запрещает выражать переживания во всей их полноте, не дает исследовать определенные темы (например, связанные с сексуальностью, агрессией, грязью, разными телесными функциями, «запретными» желаниями и мечтами). Он всегда активизируется, как только речь заходит о публичном, а не приватном письме.

 

Внутренний Критик озабочен качеством и стилем вашего письма:

«Ты пишешь плохо, коряво, нескладно, косноязычно! Недаром учительница по литературе, вырисовывая тебе в журнале четверку, глядела с выражением: «четыре пишем, три в уме»! С чего ты взял, что тебе вообще стоит браться писать? Не умеешь — не берись!»

 

Внутренний Критик – эстет и перфекционист; он, как правило, проявляет себя не только в сфере письма, но и во многих других сферах жизни. От здравого, конструктивного отношения к своей работе он отличается тем, что его требования невозможно удовлетворить. Он вообще не понимает, что такое «письмо ради процесса», и пытается заставить вас «производить продукт».

 

Иначе говоря, Цензор говорит: «нельзя писать на эту тему», а Критик — «нельзя писать плохо, некрасиво, слабо».

 

Письменные практики — это письмо ради процесса самоисследования, а не ради литературного или публицистического продукта, поэтому хорошо бы сделать как-нибудь так, чтобы делать это свободно, без цензуры и не уворачиваясь от критических высказываний в собственной голове.

 

Хорошая новость в том, что и с Цензором, и с Критиком можно иметь дело.

Цензор заботится о вашей репутации, о сохранении конфиденциальности и о мире в отношениях со значимыми людьми, а Критик хочет, чтобы вы научились писать хорошо. Цензора можно перевоспитать и превратить в Советника (Специалиста по контекстам), а Критика — во Внутреннего Тренера. А иногда и Цензора, и Критика можно просто прогнать, отправить в отпуск, чтобы не мешали. Каждый человек по-своему решает, как ему обходиться с Цензором и Критиком в каждый конкретный момент.

 

Ниже я перечислю, что можно попробовать с ними сделать. Не забывайте о том, что попытка взглянуть в лицо Цензору или Критику — это достаточно напряженная ситуация, поэтому важно соблюдать технику безопасности (может помочь структурированное письмо). Если почувствуете, что попытки разобраться с ними самостоятельно ни к чему хорошему не приводят, а разобраться хочется, — это повод обратиться к специалисту.

 

1. «Дайте ему микрофон».

Возьмите отдельный листочек и запишите все, что Цензор или Критик пытается вам внушить. Листочек потом можно убрать в отдельную папочку, чтобы вернуться к нему и разобраться с ним, когда у вас будут на это силы и время. (Мы с некоторыми коллегами называем такую папочку «поганая папочка :))
 

2. Поговорите с ним (или с «ней», у некоторых людей голос Цензора и/или Критика — женский).

Спросите его, как его успехи, удается ли ему выполнять пятилетний план? Каким бы он хотел видеть вас? Какие у него виды на ваше будущее? От чего он пытается вас защитить? В какие моменты ему удается управлять вашим поведением, а в какие – нет?
 

3. Когда вы сталкиваетесь с ситуацией, когда что-то не дает вам писать, запишите вопрос: «Что я боюсь сказать? Что я не позволяю себе сказать такого ужасного, шокирующего, противного, грязного, подлого и пр.?»

Сформулируйте ответ. Можно написать список всего того, о чем вы никогда не станете писать в дневнике. Можно попытаться пойти на сделку с Цензором: обещайте ему, что уничтожите, написав, то, что она запрещает вам выражать.


4. Дина Метцгер предлагает также упражнение на творческое письмо: представить, что Критик – тоже человек, со своей историей, привычками, образом жизни. Напишите его портрет, а потом попытайтесь реконструировать, в каких условиях он жил и рос, что в результате стал таким. А уже после этого поговорите с ним, напишите ему письмо.

 

Внутренний Критик и Внутренний Цензор часто бывают настолько мощными, что с ними невозможно оказывается справиться за один раз. Они сопровождали нас почти всю жизнь, можно сказать, росли вместе с нами, и так просто с ними не разобраться. Так что не удивляйтесь, что они будут показываться вам то и дело — то одной, то какой-нибудь другой стороной.

 

Письменные практики — это письмо ради процесса самоисследования, а не ради литературного или публицистического продукта

Попробовать